Земельная реформа – 2015

С 1 марта в силу вступили новые правила в отношении Земельного кодекса страны. Обновленная редакция законопроекта была выпущена в связи с принятием 23 июня 2014 года Федерального закона №171«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новый закон преследует сразу несколько целей: сократить количество бюрократических проволочек при оформлении земли в собственность и в аренду, модернизировать порядок выдачи надела, находящегося в  собственности муниципалитета или  государства путем предоставления  доступа к  ресурсам всем без исключения инвесторам.

Согласно новому законопроекту, обязанность представителей государственных органов – выставлять на торги земельные наделы, находящиеся в свободном доступе, на основании заявлений физических или юридических лиц. Если после публикации объявления на сайте www.torgi.gov.ru о намерении передать надел гражданину отклика от заинтересованных лиц не последует, продажа государственной собственности или оформление её аренды могут быть осуществлены и без проведения торгов.

Другое нововведение коснулось продажи участков. Так, продажа государственной собственности невозможна под строительство каких-либо объектов.  Земля может быть вовлечена в хозяйственный оборот для сооружения зданий с использованием механизмов развития застроенных территорий.

Если ранее предусматривалась процедура оформления земельного участка для жилого строительства, по новому законодательству участок может быть предоставлен для комплексного освоения территорий, независимо от вида строительства. Эксперты отмечают, что в дальнейшем это позволит наиболее удобно распределять обязанности по планировке осваиваемых территории, способствовать постепенному развитию инфраструктуры, а также установлению прозрачных партнерских отношений между девелоперами и представителями государственной власти.

Ещё одно важное нововведение – упрощение порядка размещения рекламных конструкций, временных сооружений, нестационарных торговых объектов, иных мобильных зданий на земле, находящейся в собственности муниципалитета или государства. По новому законодательству, теперь размещение объектов некапитального строительства может осуществляться даже без заключения договора аренды на землю.

Государственное недвижимое имущество может быть куплено или арендовано через аукцион. И только иногда земля может быть предоставлена в аренду без организации торгов. Речь идет о выделении надела под сооружение важного объекта инфраструктуры, для  строительства жилого дома отдельным категориям граждан, а также для организации и ведения личного подсобного хозяйства и в ряде других случаев. Новый подход используется и при определении первоначальной стоимости выставленной на аукционе земли. За основу берется кадастровая стоимость. Если же земля выставляется на аукцион повторно, то заинтересованные лица могут рассчитывать на снижение цены на 30%.

В новой редакции земельного законопроекта более детально прописана единая процедура подготовки и проведения аукционов по продаже и аренде участков вне зависимости от того, для каких целей они арендуются или покупаются. В законе прописаны все действия – от принятия решения о торгах до заключения контракта с покупателем или арендатором. Выступать с инициативой о проведении аукциона могут как органы государственной власти, так и заинтересованные физические или юридические лица.

За государственными органами и представителями структур местного самоуправления закреплено право самостоятельно выступать в качестве организатора торгов, а также привлекать для решения этой задачи специальные компании. В новом законе также вводится запрет на объединение двух земельных наделов в один лот.

В соответствии с принятыми  изменениями в России теперь появится и реестр недобросовестных участников имущественных аукционов. В реестре будет отражена вся информация о таких  участниках, которые были  единственными заинтересованными лицами или победителями земельных торгов, а в дальнейшем отказались от заключения договора, предметом которого являлось государственное недвижимое имущество. Такая информация будет сохраняться в реестре в течение двух лет, а нахождение юридического или физического лица в документе может послужить основанием для отказа в допуске к другим имущественным торгам. Что важно, запрет будет распространяться не только на заявителей, но и на представителей  компаний и организаций,  другие члены которых внесены в реестр.

Электронные аукционы, отмечают эксперты, в наибольшей степени поспособствуют процессу улучшения предоставления земли. В новой редакции Земельного кодекса говорится о применении электронных торгов, однако их повсеместное использованием станет возможным только после того, как в силу вступит соответствующий  федеральный закон, регламентирующий правила аукционов в Интернете.

На торгах и аукционах будут реализовываться также объекты незавершенного строительства, если срок аренды надела вышел. Правила продажи или предоставления в аренду муниципальной или государственной земли с объектами незавершенного строительства регламентируются постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1299.

Самое пристальное внимание уделено и проблеме информационного сопровождения земельных торгов. Для размещения всех протоколов, извещений об аукционах используется официальный сайт www.torgi.gov.ru, который уже давно является полезным информационным ресурсом для участников и организаторов имущественных торгов. Изменения в постановлении  «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» также начали действовать с 1 марта. По мнению специалистов, размещение информации о земельных торгах позволит прийти к наибольшей прозрачности всех сделок, к честности и доступности контроля со стороны заинтересованных лиц.

По мнению специалистов, новая редакция закона приведет к крупнейшей за последнее время земельной реформе в России.

Версия для печати